К основному контенту

Заместитель генерального секретаря РЕА Альберт Раткин выступил с докладом на круглом столе в Институте Европы

1 июля 2021 г., Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН и Фонд «Международный фонд Христианская Солидарность» провели круглый стол на тему: «Право на молитву: опыт споров вокруг православных, католических и лютеранских храмов, домов молитвы, мечетей». На этом круглом столе с докладом выступил епископ Альберт Раткин.


Доклад

Многое сделано государством для того, чтобы религиозные организации становились более прозрачными, мотивируя это необходимостью обеспечения безопасности. Подкрепляется такая мотивация через СМИ, запугиванием граждан. Мы помним сюжеты про деструктивные секты, сносы не “наших” храмов, мечетей, газовые атаки в метро и другие эпизоды с отречениями голов религиозными фанатиками. Но как найти баланс между свободой и безопасностью? Я считаю, что наш круглый стол - это одна из форм конструктивного диалога РО (религиозных организаций) и государства направленная на решение этой задачи.


Какие проблемы этого диалога я вижу?

1. Основные рабочие связи могут и должны выстраиваться на уровне регионов и муниципалитетов. Здесь созданы структуры и определены уполномоченные по работе с РО. Но на деле их целью является не выявление проблем и поиска адекватных ответов, а попытка скрывать наличие проблем РО как таковых. Если ты начинаешь выступать немного настойчивее, то уполномоченный чиновник подбирает из числа представителей твоей конфессии более сговорчивого, а тебя просто перестают приглашать на рабочие встречи.

2. Усложняя из года в год процедуры получения разрешения на строительство религиозных зданий, и выделения земель для них, власти побуждают РО искать пути легального обхода бюрократических препятствий. Здания строят в частном секторе, а потом пытаются регистрировать. Из-за этого возникает масса проблем и чаще такие строения заставляют сносить. Мне кажется, что выталкивать РО из правового поля, чтоб потом получить лояльность в обмен на шантаж и угрозы становится распространенной практикой общения РО и государства. Считаю это порочной практикой, которую необходимо менять.

3. Диалог на федеральном уровне государству удобнее выстраивать с централизованными РО. Но по сложившейся практике ЦРО не всегда хотят выявлять, консолидировать и лоббировать интересы поместных церквей. Лидеры таких ЦРО стараются не задавать неудобных вопросов власти в обмен на лояльность. Привыкая жить как придворные, им конформнее транслировать волю своих благодетелей сверху вниз, а не наоборот. А вдруг не позовут на инаугурацию, в очередную комиссию при ком-то или банкет по какому-нибудь случаю. Вот по этому, на мой взгляд, сигналы снизу не проходят и через ЦРО.

4. Политического представительства у нас тоже нет. С момента запрета на законодательном уровне создания партий по религиозному признаку прошло много времени. Государство, получив лояльность некоторых видных представителей религиозного сообщества, стала внушать что политика - это грязное дело и от нее нужно держаться подальше. РО перестали работать с политическими партиями, и отдельными политиками, разъясняя суть проблем на пути осуществления своей деятельности.

Как заметил Роман Николаевич Лункин в своей книге “Церкви в политике и Политика в церквях”: В новейшее время самыми распространенными мифологическими представлениями стали тезисы о том, что “религия вне политики”, и что “политика всегда наносила вред религиозным организациям.”

5. Разобщенность РО и часто искусственно вызванная конкуренция приводит к сложностям по выработке единых требований к государству по обеспечению равных прав и возможностей всех конфессий и религий существующих в РФ. Эта ситуация не равномерна и меняется от региона к региону. Например, в Карелии доминирует Лютеранская церковь, в Поволжье, Татарстане и на Кавказе – Ислам, в Туве и Калмыкии - буддизм, в средней полосе православие и т.д.

В связи с вызовами, о которых я сказал ранее, Российский Евангельский Альянс ставит перед собой несколько стратегических целей и задач.

Взаимоотношения друг с другом:

1. На пути организации диалога между РО авраамистических религий и другими религиями в России, повысить культуру взаимоуважительного общения.

2. Снизить уровень конфликтности, при необходимости проводя медиацию конфликтующих сторон.

3. Показать новые возможности взаимовыгодного сотрудничества, предлагая конкретные варианты коллаборации.

Взаимоотношения с государством и политиками

1. Обеспечить достойное представительство во всех парламентах, заключая электоральные соглашения и давая публичные наказы партиям и политикам.

2. Повысить статус РО в общении с чиновниками всех уровней.

3. Найти новые подходы в решении уже имеющихся конфликтов власти и РО на местах. И прежде всего в вопросах строительства и ввода в эксплуатацию Храмов, Мечетей, Молитвенных домов и других культовых зданий и сооружений.

Взаимоотношения с международными институтами

1. Достойно представлять Россию в международных структурах таких, как Всемирный Евангельский Альянс, Европейский Евангельский Альянс во всех комиссиях и структурах включая ООН.

Таким образом, считаю сегодняшнюю встречу только первым шагом на пути к нормализации взаимоотношений друг с другом и государством. Надеюсь, что сегодняшний доклады моих коллег станут рекомендацией, на которую будет соответствующая реакция.

Считаю, что нужно найти новый баланс между безопасностью и свободой совести. Это требует нового вдумчивого пересмотра уже сегодня.

Спасибо за внимание.

СПРАВКА

В качестве модераторов мероприятия выступили Р.Н. Лункин, заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, д.полит.н., и Дмитрий Пахомов, директор Фонда «Международный фонд Христианская Солидарность».

На круглом столе выступили: Николай Дубинин, вспомогательный епископ Архиепархии Божией Матери в Москве, священник Кирилл Горбунов, генеральный викарий Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве, представитель ДУМ РФ Ильгизар Давлетшин, А.Ф. Садриев, полномочный представитель ЦДУМ России в г. Москве и центральном регионе России, представитель Духовного собрания мусульман России Денис хазрат Мустафин, епископ Альберт Раткин, заместитель генерального секретаря Российского Евангельского Альянса, старший пастор Церкви христиан веры евангельской «Слово жизни» (Калуга), В.В. Ряховский, адвокат, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Михаил Иванов, пастор Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии, Павел Меркулов, Международный Совет церквей евангельских христиан-баптистов, А.В. Царегородцев, доцент Российской государственной академии интеллектуальной собственности, О.К. Шиманская, с.н.с. Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, а также член-корреспондент РАН В.С. Христофоров.

Как было отмечено в ходе конференции, мы живём в те времена, когда государство больше не воспринимает религию враждебно или настороженно, а в основе политики власти – социальное партнерство с религиозными объединениями, гармонизация межконфессиональных отношений. В Конституции упоминается вера в Бога, закреплены права всех граждан страны открыто исповедовать свои убеждения. При этом далеко не все конфессии, в том числе традиционные, исторически укорененные в России, обладают равными возможностями реализовывать свои законные права на практике. В частности, это проявляется в трудностях со строительством культовых зданий, спорами вокруг выделения участков под строительство храмов, домов молитвы и мечетей, сложностями с передачей религиозным организациям имущества религиозного назначения, которое изначально было предназначено для богослужений.

Согласование позиции и интересов граждан разных взглядов – задача номер один. Необходимо выстраивать широкий диалог власти, общества, религиозных объединений на основе существующего законодательства – ради защиты религиозной идентичности и суверенитета, ради мира и согласия в стране, ради созидания здорового и полноценного гражданского общества в России.

Пресс-служба РЕАс
Присылайте свои новости нам @NewsStreamLife

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Заявления пастора Ташкентской городской церкви Дениса Подорожного

Дорогие братья и сестры во Христе!  Позвольте мне обратиться к вам с радостью и любовью из Ташкента, где на днях произошло событие, навсегда оставившее отпечаток в истории нашей Церкви.  Мы стали свидетелями освящения дома Божьего, где ищущие Бога люди обретают в сердцах мир, общее стремление к благодати и надежду в своих молитвах на светлое будущее. Этот момент был наполнен особой благодатью: Храм который мы посвятили Богу, в нашем городе Ташкенте, величественный и полный истории, стал символом веры и духовной сплоченности, которые мы обретаем собираясь вокруг Христа.  Пастор Павел Левушкан из Латвии вместе с епископом Альбертом Раткиным из России вознесли молитвы о том, чтобы это место стало маяком любви, чистоты, исцеления, и мира. Верующие из разных стран собрались вместе, чтобы стать свидетелями этого момента, подчеркивая значение нашей общины, которая растет и крепнет на глазах.  Вместе с празднованием Пасхи у нас произошло еще одно чрезвычайно важное для Бога событие – кре

Смерть сына пастора должна научить нас правильно жить и совершать верные поступки

Трагедия в семье пастора церкви "Пробуждение" города Череповец Виктора Моцьо, связанная с предполагаемым самоубийством его сына, вызвала большую озабоченность в обществе.  Некоторые федеральные издания демонстрируют обвинительный уклон, связывая смерть подростка с его религиозными убеждениями привитыми  протестантской семьей. Такой подход не только некорректен, но и может нанести эмоциональную травму всем скорбящим. Необходимо сосредоточиться на поддержке семьи, на объективном исследовании произошедшего, дождаться выводов органов опеки и дать возможность Централизованной религиозной организации "Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников" высказаться по этому поводу, представив свою официальную позицию.  От имени Национального евангельского альянса выражаю глубокую скорбь и соболезнование родителям и близким Даниила, обещаю объективно информировать общественность о ходе расследования этой трагедии. Прошу молиться за мудрость и благие намерения тех,

Власти Самары пытаются снести христианский храм. Верующие закрылись внутри.

 Кто разорит Храм, того покарает Бог.  Департамент градостроительства Самары разжигает межконфессиональную рознь   На днях Самару облетела новость: храм верующих российских христиан-пресвитериан в п. Мехзавод сносят. Самарская общественность в паблике ВК «Самара» и на сайте Комсомольской правды возмутилась: зачем сносить готовове здание?  Департамент градостроительства Самары причин сноса храма не объяснил, ссылаясь на исполнение решения суда, однако как началось это преследование и на каком основании, Департамент решил умолчать. Вместе с тем, если коснуться истории вопроса, станет понятно, что действия  Департамента умышленно или неумышленно ведут к межконфессиональной розни в многоконфессиональной столице региона. Основные обвинения, которые чиновники изложили в судебном иске, и за-за которых сносят здание: В Храме нет кухни, предусмотренной проектом. За счёт построенного Креста здание выше на три метра проектной высоты. Храм стоит не на одном, а на двух участках.  Давайте разбират