К основному контенту

Уроки нашего разочарования: Как церковь может обрести новую жизнь после империи?

16-17 ноября 2024 года состоялась международная научно-богословская конференция «Пути развития Церкви», где выступил известный учёный, доктор филологических наук, профессор РАН Андрей Сергеевич Десницкий. Его доклад, названный «Уроки нашего разочарования, или есть ли жизнь после империи?», стал одним из наиболее ярких и дискуссионных выступлений конференции. Десницкий затронул ключевые темы, касающиеся современного положения церкви и её роли в обществе, и поставил перед слушателями сложные, но важные вопросы. В этой статье я постараюсь изложить его видение и оценить значимость предложенных идей для читателей.

### История разочарования: поиск надежды в прошлом

Андрей Десницкий начал свой доклад с личной ноты. Он говорил о разочаровании — в церкви, в государстве, в идеалах, которые казались прочными и незыблемыми. Он вспомнил, как многие из его знакомых, включая его самого, пережили потерю веры в институты, которые долгие годы казались незыблемыми опорами. Например, разочарование в церкви, когда она оказалась неспособной дать моральный ответ на события, происходящие в обществе, стало для многих болезненным ударом. Этот опыт разделяют многие из нас, особенно в нынешние непростые времена. Однако Десницкий не останавливается на чувстве утраты, а предлагает взглянуть на историю раннего христианства как на пример того, как разочарование может стать источником нового творческого переосмысления.

Он напомнил о ситуации, сложившейся в третьей четверти первого века, когда христиане ожидали возвращения Христа, но второе пришествие так и не произошло. Для многих это стало шоком: люди, ожидавшие немедленного избавления, столкнулись с продолжением гонений и повседневной борьбой за выживание. В повседневной жизни это разочарование проявлялось в утрате надежды и необходимости пересмотреть свои ожидания. Христиане начали искать смысл не в скором пришествии, а в повседневном служении и укреплении своих общин, что помогло заложить основы нового типа духовной жизни. Мир не изменился, зло осталось, а гонения на христиан усилились. Однако именно в этом разочаровании и зародились те формы христианской традиции, которые мы знаем сегодня: сложное богослужение, догматика, аскетические практики. По словам Десницкого, именно трудности и неоправданные ожидания стали импульсом для создания христианской культуры. Полную версию доклада можно посмотреть на YouTube по ссылке

### Слияние церкви и государства: корни проблем

Одной из ключевых тем доклада было размышление о слиянии церкви и государства, которое, по мнению Десницкого, стало источником многих проблем, с которыми церковь сталкивается сегодня. Например, современная церковь часто воспринимается как инструмент государственной пропаганды, что подрывает её моральный авторитет. В России это проявляется в поддержке церковью политических решений, которые вызывают общественное недовольство, а также в отсутствии независимости при формировании этических и духовных позиций. В других странах также можно наблюдать подобные проблемы, когда церковь оказывается слишком тесно связана с государственными структурами, что приводит к её участию в политических конфликтах и утрате доверия со стороны общества. Он напомнил об истории Русской православной церкви, начиная с сергианства в 1927 году, когда митрополит Сергий подписал акт о лояльности к советской власти. Но, по его словам, проблема началась гораздо раньше — еще в IV веке, когда христианство стало государственной религией Римской империи. Это привело к тому, что религиозные ценности смешались с имперскими амбициями, и церковь потеряла часть своей автономии и духовной чистоты.

Современная церковь, по мнению Десницкого, до сих пор страдает от этого наследия. Слишком долго она находилась в зависимости от государства, и это привело к тому, что церковь стала восприниматься как часть государственной системы, а не как независимая духовная сила. Тем не менее, он видит альтернативные пути развития — пути, которые могут привести к обретению новой духовной идентичности, независимой от государственной власти.

### Опыт Германии и роль христианской политики

Интересный пример, который привёл Десницкий, — это Германия после 1945 года. Христианские демократы сыграли ключевую роль в создании новой, иной Германии, построенной на принципах, близких к христианским. Они способствовали внедрению социальных программ, направленных на помощь малоимущим, поддерживали развитие системы образования, основанной на уважении к человеческому достоинству, и активно работали над примирением с бывшими врагами, что помогло создать атмосферу доверия и стабильности. Эти усилия позволили Германии не только восстановиться после войны, но и построить общество, ориентированное на общие христианские ценности, такие как справедливость и солидарность. В отличие от России, где христианская политика фактически отсутствует, в Германии христианско-демократические и христианско-социальные партии стали основой политической системы, которая стремилась к нравственному обновлению общества.

Этот пример особенно важен в контексте разочарования в российской церковной жизни. Десницкий подчёркивает, что церковь не должна быть инструментом государственной пропаганды. Она должна быть той самой "солью земли", которая добавляет вкус и смысл в общественную жизнь, а не растворяется в политической и идеологической среде.

### Современные вызовы и надежда на будущее

Десницкий также затронул проблему потери веры среди молодёжи, особенно в контексте последних событий, связанных с войной и политической нестабильностью. Он отметил, что многие молодые люди перестали посещать церковь, испытывая полную деконструкцию веры. Этот кризис, по его мнению, связан с образом Бога, который был навязан как суровый и карающий. Того Бога, который сидит на небе и наказывает за каждую провинность, действительно не существует, утверждает Десницкий. Важно найти новый образ Бога, который будет ближе к современному человеку, который не навязывает, а поддерживает и вдохновляет.

Особое внимание Десницкий уделил идее "бедной церкви", церкви, которая не пытается навязать свои принципы и не стремится к материальному или политическому влиянию. Сегодня такие церкви можно найти в разных частях мира. Например, католическая церковь в Латинской Америке активно поддерживает бедные общины, работая с волонтёрами и местными организациями, чтобы улучшить условия жизни людей, не вмешиваясь в политику. В Италии общины священника Луиджи Чеккини известны своей деятельностью по оказанию помощи бездомным и маргинализированным группам населения, предлагая приют и поддержку без каких-либо условий или политических заявлений. Такие инициативы показывают, как церковь может быть ближе к людям, сохраняя свою духовную миссию. Такая церковь, по его мнению, способна говорить с людьми на понятном языке и находить отклик в их сердцах. Он напомнил, что в эпоху интернета границы между церковными юрисдикциями становятся менее значимыми, и что именно сейчас христианство должно искать новые формы, чтобы донести своё послание до каждого человека.

### Значимость идей Десницкого для читателей

Доклад Андрея Десницкого заставляет задуматься о месте церкви в современном мире и о том, как она может справиться с вызовами времени. А как вы видите роль церкви в современном обществе? Какие изменения, на ваш взгляд, необходимы для того, чтобы церковь могла эффективно реагировать на вызовы нашего времени? Его мысли о разочаровании как источнике творческого переосмысления могут быть полезны каждому, кто сталкивается с кризисом веры или ищет новые ориентиры в жизни. Важно понимать, что разочарование — это не конец, а лишь начало нового пути, который может привести к более глубокому пониманию себя и мира вокруг.

Десницкий предлагает нам не бояться перемен, а искать новые пути для выражения веры, быть открытыми к диалогу и не ограничиваться привычными формами. Например, это могут быть новые форматы богослужений, такие как открытые встречи на природе или в общественных местах, использование современных технологий для проведения онлайн-молитв и дискуссий, а также участие в социальных проектах, направленных на помощь нуждающимся. Такие инициативы помогают верующим выходить за рамки привычного церковного пространства и находить новые способы взаимодействия с обществом. Это послание особенно актуально в современном мире, где многие устоявшиеся структуры и идеи подвергаются пересмотру. Его доклад — это призыв к действию, к поиску новых форм и смыслов, к возвращению к истокам христианства, когда вера была живой и непосредственной.

Для читателей эта статья может стать стимулом задуматься о своем отношении к церкви и вере, о том, как можно найти надежду даже в самые трудные времена и как разочарование может стать источником вдохновения и нового начала.

Дмитрий Мартышенко
Оргкомитет "Альянс независимых христианских мыслителей"


Пресс-служба РЕАс

Присылайте свои новости нам @NewsStreamLife



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Заявления пастора Ташкентской городской церкви Дениса Подорожного

Дорогие братья и сестры во Христе!  Позвольте мне обратиться к вам с радостью и любовью из Ташкента, где на днях произошло событие, навсегда оставившее отпечаток в истории нашей Церкви.  Мы стали свидетелями освящения дома Божьего, где ищущие Бога люди обретают в сердцах мир, общее стремление к благодати и надежду в своих молитвах на светлое будущее. Этот момент был наполнен особой благодатью: Храм который мы посвятили Богу, в нашем городе Ташкенте, величественный и полный истории, стал символом веры и духовной сплоченности, которые мы обретаем собираясь вокруг Христа.  Пастор Павел Левушкан из Латвии вместе с епископом Альбертом Раткиным из России вознесли молитвы о том, чтобы это место стало маяком любви, чистоты, исцеления, и мира. Верующие из разных стран собрались вместе, чтобы стать свидетелями этого момента, подчеркивая значение нашей общины, которая растет и крепнет на глазах.  Вместе с празднованием Пасхи у нас произошло еще одно чрезвычайно важное для...

Смерть сына пастора должна научить нас правильно жить и совершать верные поступки

Трагедия в семье пастора церкви "Пробуждение" города Череповец Виктора Моцьо, связанная с предполагаемым самоубийством его сына, вызвала большую озабоченность в обществе.  Некоторые федеральные издания демонстрируют обвинительный уклон, связывая смерть подростка с его религиозными убеждениями привитыми  протестантской семьей. Такой подход не только некорректен, но и может нанести эмоциональную травму всем скорбящим. Необходимо сосредоточиться на поддержке семьи, на объективном исследовании произошедшего, дождаться выводов органов опеки и дать возможность Централизованной религиозной организации "Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников" высказаться по этому поводу, представив свою официальную позицию.  От имени Национального евангельского альянса выражаю глубокую скорбь и соболезнование родителям и близким Даниила, обещаю объективно информировать общественность о ходе расследования этой трагедии. Прошу молиться за мудрость и благие намерения тех,...

Власти Самары пытаются снести христианский храм. Верующие закрылись внутри.

 Кто разорит Храм, того покарает Бог.  Департамент градостроительства Самары разжигает межконфессиональную рознь   На днях Самару облетела новость: храм верующих российских христиан-пресвитериан в п. Мехзавод сносят. Самарская общественность в паблике ВК «Самара» и на сайте Комсомольской правды возмутилась: зачем сносить готовове здание?  Департамент градостроительства Самары причин сноса храма не объяснил, ссылаясь на исполнение решения суда, однако как началось это преследование и на каком основании, Департамент решил умолчать. Вместе с тем, если коснуться истории вопроса, станет понятно, что действия  Департамента умышленно или неумышленно ведут к межконфессиональной розни в многоконфессиональной столице региона. Основные обвинения, которые чиновники изложили в судебном иске, и за-за которых сносят здание: В Храме нет кухни, предусмотренной проектом. За счёт построенного Креста здание выше на три метра проектной высоты. Храм стоит не на одном, а на дву...