К основному контенту

Когда церковь теряет евангельские корни: размышления о власти и государстве

Современная церковь сталкивается с серьёзной проблемой: неправильное понимание власти и её роли в жизни общины. Этот вопрос был поднят в докладе на конференции "Религия и власть: церковь в эпоху перемен" протоиереем Георгием Ашковым. Как пастор Евангелическо-лютеранской церкви, я считаю эти размышления важными не только для православия, но и для всех христианских конфессий. Искажение понимания власти касается всех нас, поскольку от него зависит, насколько наша церковь сможет сохранять евангельский дух и служить своим прихожанам, а не государственным или политическим интересам.

### Истоки проблемы: от духовного авторитета к административной власти

Исторически, в древней Церкви власть епископов основывалась не на администрировании, а на их духовном авторитете. Епископы были признаны как те, кто живёт праведной жизнью, является примером для общины и несёт благодатное свидетельство. Их авторитет происходил из способности вести людей к Богу, а не из должностных обязанностей. Однако уже с IV века, когда христианство стало государственной религией, церковь начала терять свою евангельскую идентичность. Переход от гонимой Церкви к официальной государственной структуре привёл к изменениям в понимании власти. Епископы стали управленцами, а структура церкви начала напоминать государственные институты. Эти перемены, как отмечает протоиерей Ашков, заложили основу для разделений и секуляризации церковной власти.

### Влияние государства на церковь и её миссию

Со временем влияние государства на церковь усиливалось, что оказало значительное влияние на экклезиологию. На протяжении веков церковь становилась всё более зависимой от политической власти, и эта зависимость отражалась на её внутренней жизни. Формирование национальных церквей и их зависимость от политических интересов сделали общины заложниками идеологии. Национальные интересы всё чаще определяли направление, в котором развивалась церковь, что вело к искажению её миссии. Вместо того чтобы быть наднациональным духовным сообществом, церковь всё больше идентифицировалась с государством. Это противоречит самой сути христианства, которое призвано нести весть о любви и единстве для всех народов.

### Современные проблемы: от духовного кризиса к утрате доверия

Сегодня многие епископы ассоциируются не с духовной мудростью, а с властью и коррумпированностью. Мы видим примеры, когда духовные лидеры становятся символами богатства и привилегий, что прямо противоречит евангельскому идеалу. Такое поведение вызывает глубокое разочарование у верующих и ведёт к потере доверия к церковным институтам. Когда епископы больше заботятся о своём статусе и влиянии, чем о духовном состоянии своей паствы, это приводит к духовному кризису в церкви. Верующие чувствуют, что их духовные нужды игнорируются, что ведёт к отчуждению и уходу людей из церкви.

### Возвращение к евангельскому пониманию власти

Чтобы восстановить истинную суть церкви, необходимо вернуться к евангельскому пониманию власти. Власть в церкви не должна быть формальной и административной. Епископ должен быть пастырем и духовным отцом, а не чиновником. Его задача — свидетельствовать о Христе, вдохновлять и поддерживать верующих в их духовном пути. Власть в церкви должна основываться на благодатном свидетельстве, а не на администрировании. Настоящая духовная власть приходит через служение, любовь и жертвенность, а не через контроль и бюрократию.

### Соборность и участие верующих

Соборность и участие всех верующих в принятии решений делают церковь живым организмом, а не бюрократической структурой. Когда решения принимаются не единолично, а с участием всего народа Божьего, церковь становится по-настоящему соборной. Важность соборности заключается в том, что она позволяет учитывать мнение каждого члена общины, создавая атмосферу единства и взаимной поддержки. Это требует изменения мышления и подходов к управлению церковью, а также готовности к реформам и обновлению.

### Активная роль мирян

Возвращение к евангельским принципам власти также предполагает переосмысление роли мирян в жизни церкви. Миряне не должны быть пассивными наблюдателями; они должны активно участвовать в жизни церкви, её миссии и принятии решений. Только тогда церковь сможет быть истинно вселенской, а не замкнутой в рамках национальных или политических границ. Участие каждого верующего в жизни церкви делает её сильнее и ближе к тем идеалам, которые были заложены Христом и апостолами.

### Долгий путь перемен

Этот путь нелёгок и требует времени, смирения и готовности к переменам. Чтобы вернуться к истинному пониманию власти в церкви, необходимо преодолеть многие препятствия, в том числе привычку к бюрократическому подходу и стремление к власти. Это также требует духовного рассуждения и искреннего стремления к возрождению духовной жизни. Но только на этом пути Церковь сможет вновь стать светом для мира и свидетельствовать о Царстве Христовом, которое не знает границ и национальных барьеров. Царство Божие — это место любви, праведности и мира, и только вернувшись к этим ценностям, церковь сможет вновь стать тем, чем она призвана быть — столпом и утверждением истины в этом мире.

Дмитрий Мартышенко


Пресс-служба РЕАс

Присылайте свои новости нам @NewsStreamLife

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Заявления пастора Ташкентской городской церкви Дениса Подорожного

Дорогие братья и сестры во Христе!  Позвольте мне обратиться к вам с радостью и любовью из Ташкента, где на днях произошло событие, навсегда оставившее отпечаток в истории нашей Церкви.  Мы стали свидетелями освящения дома Божьего, где ищущие Бога люди обретают в сердцах мир, общее стремление к благодати и надежду в своих молитвах на светлое будущее. Этот момент был наполнен особой благодатью: Храм который мы посвятили Богу, в нашем городе Ташкенте, величественный и полный истории, стал символом веры и духовной сплоченности, которые мы обретаем собираясь вокруг Христа.  Пастор Павел Левушкан из Латвии вместе с епископом Альбертом Раткиным из России вознесли молитвы о том, чтобы это место стало маяком любви, чистоты, исцеления, и мира. Верующие из разных стран собрались вместе, чтобы стать свидетелями этого момента, подчеркивая значение нашей общины, которая растет и крепнет на глазах.  Вместе с празднованием Пасхи у нас произошло еще одно чрезвычайно важное для Бога событие – кре

Смерть сына пастора должна научить нас правильно жить и совершать верные поступки

Трагедия в семье пастора церкви "Пробуждение" города Череповец Виктора Моцьо, связанная с предполагаемым самоубийством его сына, вызвала большую озабоченность в обществе.  Некоторые федеральные издания демонстрируют обвинительный уклон, связывая смерть подростка с его религиозными убеждениями привитыми  протестантской семьей. Такой подход не только некорректен, но и может нанести эмоциональную травму всем скорбящим. Необходимо сосредоточиться на поддержке семьи, на объективном исследовании произошедшего, дождаться выводов органов опеки и дать возможность Централизованной религиозной организации "Российской Церкви христиан веры евангельской пятидесятников" высказаться по этому поводу, представив свою официальную позицию.  От имени Национального евангельского альянса выражаю глубокую скорбь и соболезнование родителям и близким Даниила, обещаю объективно информировать общественность о ходе расследования этой трагедии. Прошу молиться за мудрость и благие намерения тех,

Власти Самары пытаются снести христианский храм. Верующие закрылись внутри.

 Кто разорит Храм, того покарает Бог.  Департамент градостроительства Самары разжигает межконфессиональную рознь   На днях Самару облетела новость: храм верующих российских христиан-пресвитериан в п. Мехзавод сносят. Самарская общественность в паблике ВК «Самара» и на сайте Комсомольской правды возмутилась: зачем сносить готовове здание?  Департамент градостроительства Самары причин сноса храма не объяснил, ссылаясь на исполнение решения суда, однако как началось это преследование и на каком основании, Департамент решил умолчать. Вместе с тем, если коснуться истории вопроса, станет понятно, что действия  Департамента умышленно или неумышленно ведут к межконфессиональной розни в многоконфессиональной столице региона. Основные обвинения, которые чиновники изложили в судебном иске, и за-за которых сносят здание: В Храме нет кухни, предусмотренной проектом. За счёт построенного Креста здание выше на три метра проектной высоты. Храм стоит не на одном, а на двух участках.  Давайте разбират